ФЭНДОМ

В 1880 году русский врач Н.И.Лунин экспериментально доказал, что кроме белков, углеводов, жиров, солей и воды для нормального развития и роста животных необходимы особые вещества неизвестной природы, которые содержатся в природных продуктах питания (напр., в молоке). Несколько позднее Х. Эйкман установил, что болезнь бери-бери развивается при использовании в пищу только полированного риса, а излечивается при приёме водных экстрактов рисовой шелухи или отрубей. Им был сделан вывод, что в шелухе от риса содержится какой-то фактор (в дальнейшем он был назван витамином В1), необходимый организму. В 1912 К.Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее от бери-бери. Поскольку это вещество содержало аминогруппу и обладало некоторыми свойствами аминов, он предложил все жизненно необходимые вещества, требуемые организму в малых количествах, называть "витамины" (впоследствии, однако, выяснилось, что не все вещества этого класса содержат аминогруппы). Однако, именно этот термин прочно вошел в жизнь. [1]

Наряду с витаминами, известна группа витаминоподобных соединений (веществ), которые обладают теми или иными свойствами витаминов, однако, всех основных признаков витаминов не имеют.

Необходимо отметить, наряду с витаминами существует группа органических соединений подавляющих их биологическую активность - антивитамины (греч. ἀντί — против, лат. vita — жизнь). Это соединения, близкие к витаминам по химическому строению, но обладающие противоположным биологическим действием. При попадании в организм антивитамины включаются вместо витаминов в реакции обмена веществ и тормозят или нарушают их нормальное течение. Это ведёт к витаминной недостаточности (авитаминоз) даже в тех случаях, когда соответствующий витамин поступает с пищей в достаточном количестве или образуется в самом организме. [2]

Определение Править

ВИТАМИНЫ (от лат.vita - жизнь) - низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления жизненно важных биохимических и физиологических процессов в живых организмах, обладающие исключительно высокой биологической активностью, необходимы в очень небольших количествах: от нескольких мкг до нескольких мг в день. Организмы человека и животных не синтезирует витамины или синтезирует в недостаточном количестве и поэтому должны получать их в готовом виде с пищей. [3] Научная дисциплина, изучающая витамины называется витаминология.

Классификация и наименование Править

В настоящее время классификация витаминов включает две условные группы: водорастворимые и жирорастворимые. Эти критерии основаны на физических свойствах веществ: одни лучше усваиваются организмом поступая в жидком или натуральном виде, другие – только в комплексе с растительными маслами. Жирорастворимые: витамин A (ретинол), витамин D(кальциферол), витамин E (токоферол), витамин K (филлохинон, менатетренон, менадион, менадиол). Водорастворимые: витамин B1 (тиамин), витамин B2 (рибофлавин, витамин G), витамин B3 (ниацин, никотинамид, никотиновая кислота, витамин РР), витамин B5 (пантотеновая кислота), витамин B6 (пиридоксин), витамин В7 (биотин, витамин Н), витамин B9, (Bc, M) (фолиевая кислота), витамин B12 (кобаламины, цианокобаламин), витамин C(аскорбиновая кислота).

Витаминоподобные соединенияПравить

К витаминоподобным соединениям относят: витамин F (эссенциальные жирные кислоты), витамин N (тиоктовая кислота, липоевая кислота), кофермент Q (убихинон, коэнзим Q), витамин B4 (холин), витамин B8 (инозит, инозитол), витамин B10 (парааминобензойная кислота), витамин В11 (витамин Bт, витамин Т, карнитин, L-карнитин), витамин B13 (оротовая кислота, оротат), витамин В14 (пирролохинолинхинон, кофермент PQQ), витамин B15 (пангамовая кислота), витамин В16 (диметилглицин, ДМГ), витамин В17 (амигдалин, лаетраль, летрил), витамин P (биофлавоноиды), витамин U (S-метилметионин). [4]

Витамины в жизни человекаПравить

Основной функцией витаминов в жизни человека является регулирующее влияние на обмен веществ, обеспечивающее нормальное течение практически всех биохимических и физиологических процессов в организме. Витамины участвуют в кроветворении, обеспечивают нормальную жизнедеятельность нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и пищеварительной систем, участвуют в образовании ферментов, гормонов, повышают устойчивость организма к действию токсинов, радионуклидов и других вредных факторов. Несмотря на исключительную важность витаминов в обмене веществ, они не являются ни источником энергии для организма (не обладают калорийностью), ни структурными компонентами тканей. Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам. К витаминам не относят микроэлементы и незаменимые аминокислоты. Человеку необходимо обеспечивать свой организм необходимыми витаминами, как естественного происхождения, так и синтезированными.

Нарушения вызываемые витаминамиПравить

Нарушения нормального обмена веществ чаще связаны с недостатком витаминов в организме (гиповитаминоз) и значительно реже с их полным отсутствием (авитаминоз), при избытке (чрезмерном поступлении) витаминов (главным образом А, D, K) – гипервитаминоз. Описаны наследственные формы витаминной недостаточности или полного их отсутствия в организме, протекающие на фоне его обеспеченности всеми известными витаминами. Они вызваны врождёнными дефектами, связанными с нарушениями всасывания витаминов в кишечнике, превращений провитаминов в активные формы витаминов, а также с нарушениями синтеза коферментов или соответствующих им ферментов.

Применение витаминовПравить

Потребность в каком либо витамине рассчитывается в дозах. Различают: физиологические дозы (необходимый минимум витамина для здоровой жизнедеятельности организма); фармакологические дозы (лечебные, значительно превосходящие физиологические — используются как лекарства при лечении и профилактике ряда заболеваний). Так же различают: суточную физиологическую потребность в витамине (достижение физиологической дозы витамина); потребление витамина (количество съеденного витамина с пищей). Соответственно, доза потребления витамина должна быть выше, так как всасывание в кишечнике (биодоступность витамина) происходит не полностью и зависит от типа питания (состав и пищевая ценность продуктов, объём, и количество приёмов пищи).

Источники витаминовПравить

Большинство витаминов не синтезируются в организме человека, поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов. Исключения составляют:

  • витамин A, который может синтезироваться из предшественников, поступающих в организм с пищей;
  • витамин D, который образуется в коже человека под действием ультрафиолетового света;
  • витамин B3, PP (Ниацин, Никотиновая кислота), предшественником которого является аминокислота триптофан.

Витамины K и В3 обычно синтезируются в достаточных количествах бактериальной микрофлорой толстого кишечника человека. Стоит отметить, при готовке пищи (во время термообработки) некоторые витамины разрушаются, их количество уменьшается. Количественный и качественный состав витаминов в пище зависит от способа приготовления. Максимальное их количество сохраняется при готовке на пару.

См. также Править

ИсточникиПравить

Дополнительное чтение Править

  1. Скумин В.А. Йога — путь самопознания. - biblmdkz.ru
  2. Скумин В.А. Культура Здоровья: Избранные лекции. - biblmdkz.ru
  3. Агни Йога - Викисфера

Примечания Править