Виктор Скумин

Виктор Скумин

Внутренняя картина болезни (ВКБ). Термин этот предложил в 1935 году советский учёный Р. А. Лурия для обозначения комплекса особенностей психической деятельности у людей, страдающих телесными недугами.

С позиций современной науки ВКБ изучил Виктор Скумин

Определение понятия[править | править код]

По мнению проф. Р. А. Лурии, внутреняя картина болезни отражает весь огромный внутренний мир больного человека, состоящий из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм.

С позиций современной психологии наиболее полно эту проблему изучил в своих кандидатской и докторской диссертациях В. А. Скумин.[1] Он установил, что Внутренняя картина болезни — это сложная система отношений пациента к заболеванию и его лечению, к окружающим, к собственной личности, к учёбе и работе, к будущему, к своим витальным функциям, в целом к жизни, которая рассматривается им сквозь призму собственной болезни.

По Виктору Скумину, ВКБ является одним из структурных компонентов психической составляющей соматической болезни.

Типы ВКБ[править | править код]

В. А. Скумин выделил пять вариантов внутренней картины болезни, которые охватывают все наблюдающиеся разновидности индивидуально складывающихся паттернов ВКБ:

  • гармоничный
  • индифферентный
  • гиперпатичный
  • гипопатичный
  • лабильный

Гармоничный тип[править | править код]

Пациенты с гармоничным типом ВКБ отличаются хорошей контактностью, доброжелательностью, охотно выполняют большинство врачебных назначений. Они стараются перебороть плохое самочувствие, оптимистичны, уверены в возможности выздоровления, пытаются аккуратно выполнять все лечебные назначения и режимные предписания. Больные детско-подросткового возраста в играх охотно принимают на себя роль врача или медицинской сестры.

Индифферентный тип[править | править код]

Пациенты с индифферентным типом ВКБ, формально соглашаясь с наличием у них болезни, но безразличны к её проявлениям. Соглашаясь с тем, что им необходимо лечиться, к назначенным диагностическим и лечебным мероприятиями относятся пассивно, выполняя их только после настойчивых требований. Не интересуются характером процедур, продолжительностью и смыслом проводимого лечения, хотя на словах признают его целесообразность. Своё пребывание в стационаре объясняют тем, что на этом настояли врачи и родственники.

Гиперпатичный тип[править | править код]

Данный тин ВКБ проявляется избыточной эмоциональной напряжённостью, преувеличением тяжести болезненных ощущений и переживаний, выискиванием несуществующих страданий. Такие пациенты, как правило, могут точно сформулировать диагноз своего заболевания. При разговоре о нём оживляются, подробно излагают жалобы, рассказывают где, когда и какими методами лечились, называют фамилии специалистов, наименования медицинских учреждений. Наблюдается и своеобразное двигательное поведение с характерной моторикой, мимикой — при жалобах, например, на боли в животе пациенты прикладывают к нему руки, подчёркивают неприятный характер ощущений скорбным выражением лица, вздохами и т. п. Отмечаются черты мнительности, повышенной тревожности в отношении результатов лечения, побочного действия лекарств, прогноза. Возможны аггравация и симуляция симптомов.

Гипопатичный тип[править | править код]

Для этого типа ВКБ характерна слабая выраженность переживаний, связанных с болезнью, эмоциональная недооценка проявлений и самого факта её, активное неприятие всего, что свидетельствует о недуге. Они считают, что поскольку чувствуют себя бодрыми, полными сил, то нарушения здоровья нет. Факты же свидетельствующие об обратном, объясняют иными причинами либо вообще отрицают. Всё, связанное с лечебным процессом описывают окрашенными негативными эмоциями выражениями. Склонны к частым нарушениям режима, диетических ограничений, врачебных предписаний. Нередко становятся отрицательными лидерами в лечебной группе, индуцируя своими эмоциональными реакциями других больных, родственников, создавая подчас соответствующее эмоциональное напряжение, конфликтные ситуации.

Лабильный тип[править | править код]

У таких пациентов во внутренней картине болезни в различной степени представлены и выражены признаки, характерные для двух или более типов ВКБ — гармоничного, гиперпатичного, гипопатичного, индифферентного. Система отношений ещё не складывается в единый более или менее устойчивый паттерн. Отношение к болезни и всему с нею связанному не постоянны. В течение сравнительно короткого промежутка времени они могут существенно видоизменяться. Так проявляя, к примеру, черты гармоничного или гиперпатичного типа, пациент после двух — трёх дневного общения с больными ВКБ которых сформировалась по гипопатичному типу, начинает проявлять в поведении, эмоциональных реакциях черты именно этого типа. Лабильный тип чаще встречается у недавно болеющих людей.

Коррекция негармоничных типов ВКБ[править | править код]

С целью коррекции негармоничных типов ВКБ применяются методы психотерапевтического воздействия,[2] в частности, психотренинг по Скумину.

См. также[править | править код]

Литература[править | править код]

  1. Р. А. Лурия. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания, 1935 (4-е издание — М.: Медицина, 1977).

Примечания[править | править код]