ФЭНДОМ

VicSk-Hml

Виктор Скумин, Канченджанга

Синдром невротического фантома соматической болезни — психическое расстройство, развивающееся у части пациентов, страдающих хроническим соматическим заболеванием, протекающем на фоне изменений личности (характера) по истерическому типу.

Описал этот психопатологический симптомокомплекс профессор В. А. Скумин.

Клиническая картина Править

Формируется синдром невротического фантома соматической болезни у пациентов, обладающих истероидными чертами характера, в случае, если они заболевают каким-либо соматическим недугом. Это может быть гастрит, гепатит, заболевание сердца или какого-либо другого внутреннего органа.[1]

В клинической картине пациентов с аутизмом наблюдаются и специфические проявления. Соматическое заболевание становится основным и практически безотказным средством патологической личностной защиты, к которому пациенты прибегают в семье, на работе (учёбе), в иных ситуациях, когда к ним предъявляются нежелательные для них требования.

При лечении в больнице, санатории в сферу повышенных притязаний на исключительность обязательно вовлекаются как сотрудники, так и другие больные. Неосознаваемая и неконтролируемая самим пациентом борьба за „любимых“ врача, медицинскую сестру, способность воспроизвести признаки соматического заболевания, симптоматику которого они наблюдали у других больных, существенно затрудняют диагностический и лечебный процесс. Однако, всякий раз демонстрируется не реальный симптом, а его „истерическая модель“, созданная представлением конкретного больного о том, как этот симптом должен проявляться в действительности. При достаточном опыте и стаже пребывания в стационаре, отличить истерический симптом от реальных соматических нарушений обычными клиническими методами бывает затруднительно.

Важной характерной особенностью является то, что у пациентов с истерическим неврозом при благоприятном течении телесного недуга, в фазе ремиссии, субъективная симптоматика обнаруживает зависимость не столько от соматического статуса, сколько от актуального психического состояния, что определяло явное несоответствие психической и соматической составляющих хронического телесного недуга.

Совокупность описанных клинических особенностей профессор В. А. Скумин назвал синдромом невротического (истерического) фантома соматической болезни. По мнению учёного такой фантом дополняет утраченный реальный телесный недуг и его проявления, создавая своеобразный протез болезни, который продолжает использоваться пациентом для достижения значимых для него целей.[2]

Профилактика и лечение Править

Основным методом предупреждения и лечения заболевания является психотерапия. Применяется, в частности, психотренинг по Скумину. Из лекарственных средств хорошо зарекомендовала себя микстура Скумина.[3]

Культура Здоровья может послужить опорой для формирования гармоничной личности пациентов с синдромом невротического фантома соматической болезни.

См. также Править

Примечания Править

  1. V. Skumin. Borderline mental disorders in chronic diseases of the digestive system in children and adolescents -mendeley.com
  2. Психотерапия в детской гастроэнтерологии. Учебное пособие - biblmdkz.ru
  3. В. А. Скумiн. Застосування методiв психотерапiї при захворюваннях гапатобiларної системи у дiтей - biblmdkz.ru

Литература Править